ОБЩЕСТВО

В Салехарде прошла большая пресс-конференция губернатора ЯНАО

09 декабря 2019

В Салехарде прошла большая пресс-конференция губернатора ЯНАО

В Салехарде прошла большая пресс-конференция губернатора ЯНАО. Она посвящена теме реализации нацпроектов в регионе. В пресс-центре Правительства сегодня журналисты практически всех СМИ региона и представители федеральных изданий.


12:24

Какова готовность к выполнению задачи по расселению в миллион квадратов жиль? Хватит ли мощностей?

- Жилье, дороги, здравоохранение - актуальные проблемы. Жилье - это номер один по важности для ямальцев. Ряд городов Ямала с этой задачей неплохо справился, но не все. Планируется 257 кв. метров для расселения, увеличить в 4 раза и расселить миллион кв. метров жилья. Переселить нужно будет порядка 70 тысяч человек, т.е каждый 8-й ямалец переедет в новую квартиру. Это говорит о большой амбициозности задачи.

Есть целый клубок проблем. Их сочетание делают серьезные вызовы, но мы на все найдем ответы. Если необходима инфраструктура, мы будем планировать ее там, где будут возведены новые микрорайоны. Нет никаких сомнений, что мы с этой задачей справимся.

Это очень большая программа, которая затронет многих ямальцев и повлечет за собой ряд качественных изменений. Не надо латать старые дыры, надо строить новые дома.

12:30

- На Ямале сложная логистическая система и транспортная схема, будут ли изменения?

- Строительный сезон очень короткий на Ямале, логистика очень непростая, и кадровый вопрос решается гораздо сложнее. Многие компании, взявшие контракт, недооценивают особенности работы на Севере. Надо взращивать свои компании, знающие все нюансы, однако при выполнении нацпроектов без привлечения сторонних компаний нам просто не справиться. Это задача кадров - подбирать подрядчиков и объяснять, что предстоит в перспективе. Неизбежно будут какие-то сбои: подводят поставщики, затягиваются сроки. Надо разбираться, в чем причина, с чьей стороны были допущены нарушения. Необходима дисциплина, чтобы справиться со сжатыми сроками.

12:35

- Жилищные программы. Необходима корректировка?

- Средства необходимы здесь. Когда меня просят потратить маткапитал за пределами региона, мне это не понятно - ребенок родился здесь, ему здесь и жить. Важно, чтобы жизнь улучшалась здесь и сейчас. Программа по поддержке бюджетников стимулирует. У нас ушли строительные компании, нам необходимы большие усилия, чтобы оставить их здесь. В одночасье дома не строятся, но люди должны видеть перспективу. Когда нет возсожности применить ту или иную меру поддержки в этом году, значит, она обязательно будет реализована в следующем и так далее.

Если мы говорим про переселение - мы начали программу внутри программы "Сотрудничества", она неплохо заработала. Чуть меньше ста человек получили жилье, в три раза мы увеличиваем финансирование. Будет 1000-1200 семей на Ямале, которые получат поддержку по программе "Сотрудничество". Наша задача - сделать это как можно быстрее.

По моим планам, с 2021 года мы уйдем от очередей. То есть в какой год будут поданы документы, в тот год и будет получена поддержка.

12:41

В этом году в Шурышкарском районе успешно реализовывалась программа "Комфортная городская среда". Причем не только в райцентре, но и по поселениям. Но Год благоустройства заканчивается. Не потеряет ли программа темпов в следующем году?

- Обороты не будут снижены, программа, наоборот, зайдет ближе к людям буквально во дворы. Мы планируем в два раза больше дворовых территорий улучшить. В этом году мы приводили в порядок площади и скверы в городах. Много таких проектов, один из крупных - это парк в Ноябрьске. Мы бы хотели приблизить программу к людям, чтобы порой пустые дворы превращались в уютные, где есть нормальная парковка, площадки. Порядка 700 дворов в целом по Ямалу мы планируем привести в порядок. Надо жить сегодня здесь: в нормальных квартирах, с нормальными дворами и дорогами. Это очень неправильно относиться к Северу по принципу "и так сойдет". Да, для многих, возможно, это временное место, кто-то приедет и уедет, но порой этот промежуток временный превращается в очень длительный.

12:41

Что будет на месте снесенных "деревяшек"?

- Не обязательно все застраивать жильем, можно строить скверы, школы, садики. В старых местах найдется, чем их застроить. Если мы говорим про отдаленные районы, это надо будет решать с местными жителями.

12:43

Есть программа по расселению балков, заселенных до 2012 года. Можно ли ее как-то скорректировать?

- Тема балков - она очень неоднозначная. Мы не можем расселять все без объяснения причин. Мы знаем, как эти балки появлялись: когда-то предпрития заселяли туда своих рабочих. Потом же организации распадались или уезжали, а балки оставались. Те, кто поселились в них относительно недавно - надо разбираться. Где-то даже необходимо решение суда, которое подтвердит нуждаемость - таким людям будет предоставлено жилье. В ближайшие два года мы ставим перед собой задачу - жильцов расселить. Но если люди самостоятельно в балки заселяются и производят самозахват, здесь должны разбираться местные власти.

12:51

Буквально недавно приглашали специалистов на Ямал. Хотелось бы узнать, какова кадровая ситуация и оснащенность медучреждений, условия труда? Что реализовано в текущем году и что планируется в будущем?

- Тема здравоохранения - очень емкая, требующая выполнения больших задач. Здесь многое связано с профессионализмом и взаимодействием медучреждений. Со следующего года начнется строительство учреждений во многих городах Ямала, начнут возводиться поликлиники и станции скорой медицинской помощи.

В небольших муниципалитетах можно создавать хорошие медицинские услуги, понимая, что оттуда всегда можно будет транспортировать больного в крупные медцентры. Тазовский, Яр-Сале, Шурышкары - их ожидают перемены, в Салехарде будет строиться целый медицинский городок. В Новом Уренгое начнется развитие новых направлений - для этого приобретено необходимое серьезное оборудование. Очень важная задача стоит по транспортировке сложных пациентов. До конца года будут поставлены специальные модули, где есть необходимое оборудование, в настоящее время осуществляется его закупка.

Ямал имеет хорошие показатели по меднаправлениям. Младенческая смертность - наш вечный вызов, опять-таки в силу нашей географической специфики. Так, в тундре, на большом отдалении, не всегда может быть оказана своевременная помощь - влияют и погодные условия, и другие факторы.

Мы недавно приняли решение о том, что специалисты бюджетной сферы должны иметь "северные" с первого дня. Все работники бюджетного сектора ЯНАО получат возможность на полные северные выплаты - и вновь прибывшие, и те, кто уже проработал какое-то время.

Я внимательно следил за реакцией на это ключевое решение. Давайте тогда определимся, чего мы действительно хотим: многие жалуются, что нам не хватает серьезных специалистов в больницах и тут же выражают недовольство переменами. На Ямале нет своих специалистов и вузов. Мы должны предложить хорошие условия приезжим специалистам уже сегодня. Мы ведь не хотим, чтобы у нас были недокомплекты в бюджетном секторе?

Порой обидно бывает - мы создаем инфраструктуру, но потом не можем обеспечить ее кадрами. В этом случае надо оказывать поддержку с первого дня работы. Тогда начнут работать многие направления, которые сейчас "спят". Надо было сделать это раньше - тогда из-за дефицита кадров не было бы кадровых проблем.

13:02

- Специалисты говорят, что первенство в рейтингах по употреблению алкоголя - это признак достатка, но специфический, и он меня не радует. Тема, конечно, беспокоит, если взять статистику многих бед, криминальных и медицинских, как правило, следствие - алкогольное опьянение. Это имеет место быть, и это беда. Есть целая дискуссия, как с этим бороться, и страна имеет опыт, когда "закрутили гайки" и получили обратный эффект. Самое опасное - распространение нелегального суррогата.

Я сторонник того, чтобы происходили поэтапные ужесточения, и мы приняли решение запретить алкогольные магазины, выходящие во дворы. Сроки пока не назову, одномоментно не произойдет, мы дадим предпринимателям возможность перестроиться. Совсем все запретить хоть и хочется, но это неправильно. Необходимо постепенно вводить ограничения.

Вторая сторона: работа правоохранительных органов. И детям продают, и нарушают временные ограничения, тут работу по выявлению силовикам следует усилить. Ну и следующая позиция: пропаганда здорового образа жизни. Когда за счет развития спорта кардинально меняется стиль жизни и человек выбирает другое: вместо того, чтобы выпить - занимается спортом.

13:08

В Лабытнанги появились спортивные заведения-гиганты и запланировано строительство биатлонного комплекса. Когда будет реализован этот проект?

- Пусть эта задача и не приоритетная, мы этим вопросом занимаемся. В Лабытнанги есть серьезная база, и мы гордимся чемпионами из Лабытнанги. Есть вечный спор о масштабах того, каким мы его хотим сделать. Чуть позже мы вернемся к обсуждению этого вопроса. Чуть позже определимся с его точными сроками. Если город подарил нам чемпионов, мы не должны оставаться в стороне.

Долгожданные спортобъекты в ближайшее время появятся в Салехарде, Надыме. Кроме того, в небольших поселках тоже появляются новые объекты. Мы одни из первых в стране как спортивный субъект.

13:12

В окружном бюджете предусмотрены средства на совершенствование оплаты труда работникам, не попавшим под майские указы. Про какие сферы идет речь?

- Базовая задача - поышать постоянную зарплату. Не какие-то дополнительные выплаты к праздникам. Это хорошо, но не системно. Порядка 14 тысяч человек будет охвачено этой индексацией. В первую очередь, это люди с небольшими зарплатами, младший персонал в бюджетных учреждениях. Окончательно мы все примем в первом квартале, разбив по группам. Ямал славится высокими зарплатами, но мы понимаем, что где-то они велики, где-то нет.

13:14

С помощью каких мер получится реализовать нацпроект "Безопасные и качественные дороги"?

- Это важная задача № 2. У многих ямальцев с ней связаны большие ожидания, ямальцы часто выезжают в отпуск на машинах. Ситуация уже существенно улучшилась, вспомните: раньше повсюду лежали плиты, сегодня же проделана большая работа.

В следующем году будет выделено крупное финансирование, порядка 250 км дорог запланировано на 2020 год. Самые сложные участки будут отремонтированы, порой будет вестись даже новое дорожное строительство там, где есть опасные участки: параллельно старым дорогам будут строиться новые.

Также мы будем усиливать системы фото- и видеофиксации. Ведь следующая беда, которая начинается после хороших дорог, - увеличение аварийности. Чтобы привести в соответствие дороги, будет реализован комплекс необходимых мер.

Я уже предвижу большое количество жалоб от людей, которым будет дискомфортно ехать по дорогам региона - повсюду будут проходить дорожные работы. Также планирую проехать в конце сезона и лично проверить, как была выполнена работа.

13:19

Как будет развиваться внутренний туризм в регионе и как на него повлияет дорога Салехард - Надым?

- Повлияет положительно. Сам неоднократно слышал от ямальцев желание побывать в горах, на северной рыбалке. Я уверен, жители восточной части с открытием дороги смогут приезжать сюда чаще. Туризм не первостепенная задача, но им тоже надо заниматься. Туризм влечет за собой занятость, если территория привлекательна, это создает рабочие места. Наши преимущества - это красивая природа, культура народов Севера, это совсем другой мир, и прикоснуться к нему для многих одно из самых ярких впечатлений. Мы пока отстаем по инфраструктуре, но буквально в субботу проводили большую стратегическую сессию и приглашали бизнес, который работает в этом направлении. И в совокупности могу сказать, что мы планируем развивать туристическую привлекательность.

Намерены реконструировать аэропорт, расширить его, потому что в пиковые часы он все-таки не справляется. В рамках этой небольшой реконструкции предусмотрена двуязычность - русский и английский. На самом деле есть целый комплекс планов, которые мы будем реализовывать, но это не так быстро. Очень важно, чтобы это была частная инициатива, важно, чтобы предприниматели делали это своими руками с нашей поддержкой.

13:25

Субсидирование перелетов. Есть ли иная возможность повысить доступность авиаперелетов?

- Других возможностей достичь доступного билета нет. Со следующего года появятся новые направления, их количество увеличится до 30. Наконец-то появится южное направление, и ямальцы смогут летать в Сочи.

Билеты разной ценовой категории. Например, ранее перелет из Салехарда в Екатеринбург стоил в среднем 15 тысяч рублей. Со следующего года будет в два раза дешевле - 7 тысяч. То же самое Ноябрьск - Санкт-Петербург - стоимость снизится с 12 до 8 тысяч. 10 тысяч рублей в среднем будут стоить основные направления на юг.

Субсидирование - мера, безусловно, необходимая. Сложная транспортная схема - это наша северная особенность. Для северян возможность мобильно перемещаться - основная, люди должны быть гибкими, это должно быть доступно и близко. Направление - ключевое для нас, посмотрим, как оно будет развиваться.

Недавно мы посмотрели аналитику. На Ямале загрузка авиатранспорта составляет 30-40%, в этом случае, при загрузке кресел в 30%, от некоторых направлений придется отказаться или заменить на другие, более востребованные. В Питер много летают - возможно, из-за того, что руководство "Газпрома" переехало, многие туда летают в командировки. Динамика между Ямалом и Петербургом ощутимо растет.

Не стоит забывать про вертолетную связь, она также субсидируется. Это очень дорогой вид транспорта. Так, цена билета примерно 10-20% от реальной стоимости. В действительности средняя стоимость одного полета составляет 120-150 тысяч рублей.

13:31

- С появлением и вводом Северного широтного хода Лабытнанги станет ключевым транспортным узлом. Город находится на реке, связь между железной дорогой и портовыми мощностями - основное его предназначение с точки зрения транспортного узла.

13:34

Мы уже год живем в режиме реализации реформы по обращению с ТБО. Согласно соглашению регоператор должен создавать и развивать инфраструктуру для обращения с отходами, сортировочные комплексы для раздельного сбора мусора. Но этого ничего нет.

- Реформа в стране идет не просто. И я очень осторожно подхожу к решениям что-то строить, потому что опять это будут затраты, которые надо будет субсидировать или которые перелягут на людей. Сортировочные комплексы - это дорого. Самое адекватное - это раздельный сбор. Но прививать эту культуру надо с детства, и потребуется долгое время.

На практике получается, что и собранный мусор разделять достаточно сложно. Если это все отдельно - один вопрос, а если все собрано и перемешано, то мусор теряет свойства и не поддается переработке. Там много нюансов, и решить, что все будет налажено одномоментно - это неверно.

Пока не будет понимания, что это нужно, я бы не хотел начинать строительство.

С появлением отдельного тарифа и новой строчки, ушла другая проблема - раньше эти затраты были в содержании. И в некоторых случаях даже произошло снижение. Раньше было непонятно, кто занимается и кто учет производит. Сегодня появляется прозрачность. Сортировка на Ямале развивается: в Тарко-Сале есть комплекс, в Надыме, в Ноябрське - планируется.

Отдельная история - реформа в отдаленных поселках. Там настолько мало мусора, что вывоз его будет очень дорогой. И мы пытаемся сейчас упростить с точки зрения закона и без ущерба для экологии, сократить затраты для населения. Вопросов много, и строить комплексы в ближайшее время мы не готовы.

13:41

В каких малых населенных пунктах региона наиболее остро стоит проблема и необходима реализация нацпроекта "Экология"?

- Наиболее остро вопрос стоит в Лабытнанги - там очень плохое качество воды, а чтобы это изменить, воду надо возить из Харпа, где она качественно отличается. Со следующего года проект будет реализовываться, это будет очень значимое событие для всех жителей города.

Кроме того, десятки отдаленных поселков будут снабжены модульными системами очистки воды. Раньше жалоб на воду было гораздо больше: был очень большой поток обращений из маленьких сел. Модульные очистные позволят решить эту проблему. Лучший показатель для меня - то, что сегодня об этом меньше говорят.

13:44

Качество услуг на Севере уступает тем, что оказывают на "большой земле". Как сделать так, чтобы деньги все-таки оставались в регионе?

- Действительно, это наша особенность. Где-то это оправдано, люди решают жилищный вопрос, автомобили покупают. Но много ниш для того, чтобы именно здесь оказывались услуги. Мы пытаемся помогать предпринимателям, недавно принято решение по снижению налоговых ставок, есть субсидирование на покупку оборудования. Конечно, хочется развития бизнеса, в крупных городах получается неплохо. Но я вижу, как молодежь занимается этими проектами, прогресс есть.


Конечно, большой вызов - это Интернет. Это удар по местным предпринимателям, но это активный процесс, который идет во всем мире.

13:47

Конкурентоспособные предприятия на Ямале. Многие сталкиваются с тем, что компании, оплачивая все расходы на работников, не могут расширить штат. Возможен ли такой вариант, что правительство станет компенсировать затраты на зарплаты?

- В таком случае это уже не будет считаться бизнесом. Хорошая особенность трудового законодательства - надбавки, но они закладывались в эпоху существования другого государства. Мы вместе с коллегами из других регионов пытаемся доказать это на федеральном уровне. Мы за то, чтобы дополнительная маржа не облагалась всеми налогами.

Вроде идея логически понятна, но в высоких кабинетах боятся, что полстраны захотят уйти от налогов. Системную меру такого порядка у нас внедрить пока не получается, но мы этим будем заниматься, безусловно.

13:51

Дары Севера и сувениры пользуются спросом. Есть ли в планах строительство нового агрокомплекса?

- Есть планы развивать существующие. У нас большая востребованность. Есть план замены привозного мяса на оленину в учебных заведениях. Это требует определенных навыков от поваров, надо уметь ее вкусно готовить, но это решаемо. Это правильно с точки зрения качества продуктов и поддержки предпринимателей. Мы хотим за пару лет выйти на 40-50% долю по закупаемости. Будут дополнительные убойные комплексы, в Тазовском мы планируем строить новую линию по рыборазведению.

13:53

Грандиозные планы по строительству детских садов и школ. Вопрос по срокам - будут ли задержки?

- За ближайшие 10 лет реально поменяется все. Причина - трагедия в "Зимней вишне", после которой изменились требования к строительству, многое пришлось менять как в уже построенных, так и в строящихся зданиях. Многих удивляет, что мы в кратчайшие сроки возводим большие объекты. Это требует большой синхронизации всех объектов инфраструктуры, одно другое цепляет. Есть сад - нужен подъезд, будет подъед - нужно электричество и так далее. Эти задачи лежат на главах муниципальных образований. Я вижу, они стараются, но сложностей остается немало.

13:58

Готов ли Ямал предоставить дополнительные льготы предприятиям ТЭК?

- У нас форма поддержки некоторых проектов сложена, и они не нуждаются в поддержке, потому что уже реализуются. Те меры, которые внедряются федеральным законодательством, нами приветствуются. По крупным позициям предусмотрены существенные льготы по развитию нефтегазохимии. Это все делает возможным новые производства на Ямале. У нас уникальная ресурсная база, и многие проекты еще не запущены и все благодаря новым возможностям законодательства, много налоговых решений.

14:01

Сертификаты на получение дополнительного образования. Хватит ли ресурсов для реализации этой программы?

- Мы хотим, чтобы каждая семья, получающая этот сертификат, могла воспользоваться им по назначению. Это даст нам объективную статистику. Все знают, что многие могут "накручивать" результаты востребованности некоторых направлений. Мы хотим четко понимать, к чему есть реальный интерес и в чем нуждаются дети.

Кроме того, это даст возможность развить малое предпринимательство в этом направлении. Считаю, что оно абсолютно верное и дает возможность привлечь к программе новых специалистов.

14:04

У Ямала, благодаря сильному бюджету, есть возможность достигнуть показателей по всем нацпроектам. Есть ли у Вас какие-то тревоги по поводу реализации каких-то направлений?

- Первое, что вызывает тревогу - ввод жилья. Мы сейчас видим результаты несделанных инвестиций 2015-16 годов. Мы видим, что ввод жилья в текущем и прошлом годах снизился. Он и так невелик, мы не города-миллионники. То, что должно было в этом году вводиться, надо было начинать строить в 2015 и 2016 годах.

Мы даем существенное увеличение финансирования для молодых семей и бюджетников, а рынок жилья маленький, и начинают расти цены на существующее. В Губкинском и Салехарде стоимость квадратного метра уже 100 тысяч, этого не было недавно. Ускоренная программа переселения, когда идет выкуп жилья, поднимает цены.

В следующем году начнется массовая стройка по Ямалу, и это создаст задел и к датам подведения итогов нацпроекта мы выйдем на нормальные темпы. Но этот год и следующий - это опять просадка.

Остро стоит вопрос оказания медпомощи в отдаленных районах. Транспортная схема и стихия порой мешают врачам своевременно добраться. Это небольшое количество людей, но мы должны бороться за каждую жизнь. Это два направления, которые вызывают опасения. Все остальное имеет решения.

14:09

Каким вы видите Ямал через 10-15 лет в разрезе разных городов?

- У каждого города есть своя судьба. Что точно должно произойти - они все должны стать городами полноценной жизни. Городами, где люди живут не отложенной жизнью, а сегодня, здесь. Живут в капитальной квартире, ездят по хорошим дорогам и ходят в хорошие магазины. Поселкам в этом плане, конечно, сложнее.

Мы все понимаем, что развитие неразрывно связано с показателями добычи. Пример по Ноябрьску: мог бы быть выше рост добычи, но из-за сдерживания и общих политических решений мы не можем "отскочить" в плане добычи. Когда-то это произойдет.

Большие перспективы у мест с трудноизвлекаемыми запасами, для этого нужны специалисты. Наша же задача как органа власти - создавать все условия для жизни там.

14:13

За два часа пресс-конференции губернатору задали 24 вопроса. Пресс-конференция завершилась.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на https://n24.ru/

Подпишитесь и получайте новости первыми

ТОП 24 НОВОСТИ

Редакция:

629810, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, пр. Мира, д.78в

+7 (3496) 49-99-40

Главный редактор: Оксана Анатольевна Балун

О компании Контакты Правила цитирования Вакансии Реклама

Сетевое издание «Новостное агентство «N24.RU» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 04 мая 2018 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС77–72641.

Учредитель: Акционерное общество «Арктика Медиа» (АО «Арктика Медиа).

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов прямая и индексируемая (активная) ссылка на Новостное агентство N24.RU ( N24.RU ) обязательна.

При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете прямая и индексируемая (активная) гиперссылка на n24.ru обязательна.

Размещение рекламы:

+7 (3496) 499-809

riagorod@n24.ru